Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №186 «Веснушка»

Адрес163065, Российская Федерация, Архангельская область, г. Архангельск, П. Галушина, 28, 1

Контакты администрации +7(818)266-33-91 mdoy186@mail.ru

Демонстрационная площадка

Приказом  от 14.01.2020 № 10 установлено, что муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №186 «Веснушка» является демонстрационной площадкой по направлению "Методическое сопровождение педагогов по вопросам создания условий для качественного включения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования" руководитель Е.А. Ануфриева.

В МБДОУ Детский сад №186  формируется  модель инклюзивного образования, исходя из сформулированных дидактических принципов инклюзивной педагогики, с опорой на адаптивно – развивающую стратегию и включает в себя сопровождение ребёнка с особыми образовательными потребностями (далее по тексту ООП). Модель инклюзивного образования в МБДОУ Детский сад №186 реализуются с 2017года. Работа начиналась с психолого-педагогического сопровождения воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (далее по тексту ТНР) старшего дошкольного возраста в группах  комбинированной направленности. На данном этапе в МБДОУ Детский сад №186 организована коррекционно-развивающая  работа и для воспитанников с ЗПР, легкой степенью умственной отсталости, начиная с возраста 3-4 лет. В 2019 году помимо сопровождения воспитанников с ООП в группах комбинированной направленности, сопровождаются дети с ТНР, ЗПР и умственной отсталостью, обучение которых проходит инклюзивно в общеразвивающих группах. В данный момент психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для 26 детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР и ЗПР. 
Под технологией психолого-педагогического сопровождения понимается скоординированное взаимодействие субъектов образовательного процесса,  обеспечивающее благоприятные условия для их личностного и профессионального развития [2]. Целью системы психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ООП в дошкольном учреждении  является создание таких условий,  которые способствуют успешной социализации и адаптации ребёнка, а так же его личностному развитию и саморазвитию.
 Ребенок с ООП получает возможность развивать собственный внутренний мир, строить отношения с другими детьми. Если система сопровождения выстроена с учетом возрастных особенностей ребенка, специфики психофизического нарушения, то формируется коррекционно-образовательная среда, которая будет способствовать успешному обучению, гармоничному развитию  личности ребёнка. 
Обозначим, какие технологии помогают нам реализовать сопровождение ребёнка с ООП в рамках инклюзивного обучения. Приоритетным вектором деятельности дошкольного учреждения является раннее обнаружение особенностей в развитии детей и предоставление таким воспитанникам целенаправленной коррекционной помощи. Для максимально раннего и точного выявления детей с ООП специалистам необходимо владеть технологией оценки особенностей и уровня развития ребёнка (с последующим выявлению причин и механизмов его проблем).  Большая роль в учреждении отводится скрининговой диагностике детей, которая позволяет выявить во вновь прибывших детях ребёнка с ООП (уже в период адаптации детей 3-4лет только пришедших в детский сад). Перед учителями – логопедами поставлена задача провести обследование всех детей, поступающих в дошкольное учреждение, в период с октября по ноябрь, после завершения адаптации. Владея технологией оценки особенностей и уровня развития ребёнка, специалисты определяют  адекватную коррекционную работу и сопровождают  ребенка и его семью. 
Большая роль в  детском саду отводится технологии проведения психолого-педагогических консилиумов (далее по тексту ППк). После завершения скрининговой диагностики,  планируется проведение  консилиума по адаптации детей к условиям детского сада, где, в том числе обсуждаются дети, которым необходима коррекционная помощь – это наиболее тяжелые дети, обучение которых без дополнительной помощи специалистов, может затруднить образовательный процесс нормативно развивающихся детей. 
На этом этапе важно убедить родителя обратится на психолого- медико- педагогическую комиссию (далее по тексту ПМПК) для постановки диагноза. Далее, если ребёнку присвоен статус «ребёнок с ОВЗ», ребёнку осуществляется психолого-педагогическое сопровождение. В данном случае психолого-педагогический консилиум является  важным связующим звеном всех специалистов, участвующих в коррекционном процессе. На ППк специалисты обсуждают результаты диагностики каждого ребёнка, составляются индивидуальные образовательные маршруты (далее по тесту ИОМ), разрабатываются адаптированные образовательные программы (далее по тексту АОП), разрабатываются индивидуальные учебные планы, в которых определяется  количество необходимых занятий и совместной коррекционной деятельности различными специалистами для каждого ребёнка с ООП, обучающегося инклюзивно.  На промежуточных ППк даётся оценка характера, продолжительности и эффективности коррекционной работы, оценка эффективности реализации АОП, вносятся изменения в индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ООП, если это необходимо. Таким образом, ребенок, обучающийся инклюзивно, получает максимальное внимание всех специалистов коррекционного профиля и педагогов, работающих с ним.
Основным базирующим направлением в технологии психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ООП становится технология развивающей работы с детьми с ООП. В коррекционно-развивающей работе педагог ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. 
В дошкольном учреждении технология включает в себя: 
1. Традиционные индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия специалистов;
2. Бинарные занятия специалиста коррекционного профиля и воспитателя. Эффективность бинарного взаимодействия обеспечивается педагогическим мастерством двух педагогов. Соединение педагогических усилий двух педагогов позволяет на высоком уровне вести обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Объединение усилий способствует лучшему управлению познавательной и практической деятельностью дошкольников. Изложение материала разными педагогами снимает привыкание детей к типично сформулированным вопросам, активизирует внимание. Благодаря усилению индивидуальности обучения, дети с особыми образовательными потребностями активно вовлекаются в деятельность.
 Применение в практике бинарных занятий является взаимовыгодным для всех участников непосредственно образовательной деятельности, так как позволяет: осуществлять социализацию детей с ООП; дать возможность детям с ООП получать знания и представления, наравне с развивающимися сверстниками; формировать у детей с нормальным развитием толерантное отношение к детям с ООП, учиться решать нестандартные ситуации, находить подход к разным сверстникам; специалисту решать коррекционные задачи, рационально используя своё время; воспитателю чувствовать себя увереннее при формировании представлений детей об окружающем,  все затруднения будут скорректированы коллегой; повысить эффективность взаимодействия детей и педагогов группы. 
3.Методика «Игровая логопедия» Т. Грузиновой, позволяющая «запускать» речь у детей с грубой задержкой речи разной нозологии. Данная методика позволяет в быстрые сроки сформировать у неговорящих детей звуки раннего онтогенеза, и на этой базе формировать первые простые фразы, таким образом, активно включая детей в образовательный процесс. 
Для успешной социализации детей с ООП, находящихся в группе нормативно развивающихся сверстников, необходимо создание различных форм совместности. Особое значение, при этом, уделяется рассмотрению вопросов, касающихся совместной деятельности детей в социальном и коммуникативном развитии, на что указывают исследования О.П. Гаврилушкиной, Т.В. Егорова и др. Поиск таких форм совместности у детей с нормой и ООП, привёл нас к технологиям эффективной социализации ребёнка Н.П. Гришаевой [9]. 
Реализация данных технологий предполагает формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольников как нормально развивающихся, так и с ООП. Клубный час является такой формой, где дети взаимодействуют друг с другом в рамках игр, праздников, которые подчинены определённым целям, а именно развитию социально-коммуникативных навыков. Воспитанники с ООП, обучающиеся инклюзивно, благодаря технологии «Клубный час» вступают во взаимодействия и с нормально развивающимися ребятами своей группы, и с воспитанниками  всего учреждения. «Клубный час» - это такая педагогическая технология, при реализации которой дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду, соблюдая определенные правила поведения [9]. 
Технология «Клубный час» позволяет непросто общаться воспитанникам с ООП «на равных» со сверстниками, при сочетании с технологией «Ситуация месяца», формирует у них социальные роли, предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения. В рамках реализации  «клубного часа» у ребят с ООП воспитывается самостоятельность и ответственность; воспитываются дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим; формируется умение проявлять инициативу в заботе об окружающих. 
Технология учит воспитанников любезно выражать свою просьбу, благодарить; формирует умение планировать свои действия и оценивать их результаты; развивает стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства; формирует умение решать споры и конфликты; воспитывает у детей самостоятельность и ответственность. Наиболее важно, что при участии  в технологии «Клубный час» воспитанники с ООП приобретают жизненный опыт, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции. Таким образом, «Клубный час» позволяет ввести воспитанника с ООП в общность нормально развивающихся дошкольников «на равных». 
Ещё одним из важных компонентов технологии сопровождения ребёнка с ООП является технология поддержки субъектов инклюзивного процесса, а именно педагогов и родителей. Педагог становится центральным звеном, реализующим инклюзивное обучение и сопровождающим ребёнка с ООП, создающим условия для включения ребенка с ООП в образовательную организацию.  В этом направлении важным становится и отношение специалиста к ребенку, и отношение специалиста к успехам и достижениям ребенка, и умение специалиста индивидуализировать процесс обучения. Но самой значимой характеристикой педагога является готовность к изменениям, профессиональному поиску и готовность работать в команде специалистов. 
Исходя из всего выше сказанного, обуславливается два направления работы с  педагогическим коллективом, который начинает включаться в инклюзивный процесс в ДОУ:
1. Развитие психолого-педагогической компетентности – овладение дополнительным специальным багажом знаний, принятие ответственности за итоги педагогической деятельности. 
2. Работа в команде специалистов, реализующих инклюзивное обучение: обмен информацией, повышение профессионального уровня, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, организация совместных образовательных и вне образовательных мероприятий с детьми, родителями.
Важно отметить, что поддержка специалистов, реализующих инклюзивное образование, необходима, независимо от того, на каком этапе включения в инклюзию находится специалист. Особую роль играет методическая поддержка, которая предполагает включение в сообщество специалистов, реализующих инклюзивное обучение в образовательной организации. 
Приоритетные задачи, которые мы ставим для осуществления методической поддержки: - повышение профессиональной компетентности в области работы с воспитанниками с ООП, - постижение современных педагогических технологий, позволяющих работать с воспитанниками с ООП, - обобщение и анализ педагогического опыта по реализации инклюзивного обучения. 
В нашем дошкольном учреждении мы используем следующие формы методической поддержки: 
1. Подключение педагогов к  методической работе на базе ДОУ. 
2.Подключение педагогов к семинарам по вопросам инклюзивного обучения на уровне региона и федерации. 
3. Подключение педагогов к программам повышения квалификации на базе института открытого образования и на портале Мерсибо.
4.Взаимопосещение занятий. 
5.Обучающие и информирующие консультации со специалистами по результатам проведения диагностики. 
6. Оформление методических рекомендаций в результате диагностической деятельности по включению детей с ООП в образовательный процесс. 
Наиболее важным в технологии сопровождения является содействие родителям ребёнка с ООП. Первоначально осуществляется информационная помощь родителям в общих вопросах обучения и сопровождения всех участников образовательного процесса. Основной целевой аудиторией являются родители, как воспитанников с ООП, так и нормативно развивающихся сверстников. 
На втором этапе, после проведения диагностической работы с воспитанниками, составляется индивидуальный план работы с семьёй, имеющей ребёнка с ООП. В этом плане отражены все особые индивидуальные образовательные потребности  конкретного ребёнка, на основе этих потребностей планируются консультации другие мероприятия с  этой семьёй всеми педагогами, участвующими в коррекционно-образовательной работе. 
Данный индивидуальный план составляется на учебный год, в него могут вноситься коррективы, в зависимости от эффективности работы с ребёнком с ООП в рамках инклюзивного обучения. Совокупность реализации всех технологий, перечисленных и описанных выше, позволяет получить  положительный результат в технологии психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ООП в рамках инклюзивного образования, тем самым полноценно включая ребёнка с ООП в образовательную среду.

model_inkliuzivnogo_obrazovaniia_v_MBDOU_Detskii_sad_N186.pdf

 

 

 

Педагогическая гостиная "Проектная деятельность как эффективное средство взаимодействия всех участников образовательных отношений в обучении детей с особыми образовательными потребностями"

21.05.2020

В рамках реализации плана работы демонстрационной площадки  системы образования муниципального образования "Город Архангельск" МБДОУ Детский сад № 186 по направлению деятельности 
"Методическое сопровождение педагогов по вопросам создания условий для качественного включения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования" в дистанционном формате пройдёт педагогическая гостиная "Проектная деятельность как эффективное средство взаимодействия всех участников образовательных отношений в обучении детей с особыми образовательными потребностями". План программу и выступления участников можно посмотреть, пройдя по ссылке "Читать далее"

Читать далее

Результаты 5 регионального заочного конкурса лучших инклюзивных практик

20.05.2020

Поздравляем коллектив нашего дошкольного учреждения, а особенно педагогов, работающих с детьми с ООП, с победой в V региональном заочном конкурсе лучших инклюзивных практик, который проводится в целях повышения активности образовательных организаций в развитии и внедрении инклюзивного образования, а также распространения позитивного педагогического опыта в сфере инклюзивного образования. По результатам экспертной оценки представленных материалов выявлены победители: в номинации «Лучший инклюзивный детский сад» - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 186 «Веснушка». Поздравляем! 
www.ippk.arkh-edu.ru/index.php?ELEMENT_ID=1735990

Итоги конкурса!

27.04.2020

Подведены итоги окружной выставки-конкурса интерактивных игр, лэпбуков, книжек (изготовленных своими руками) «Современные эффективные практики речевого развития дошкольников» для развития речи у детей дошкольного возраста

Читать далее

Окружная выставка-конкурс интерактивных игр, лэпбуков, книжек (изготовленных своими руками) «Современные эффективные практики речевого развития дошкольников» для развития речи у детей дошкольного возраста среди дошкольных образовательных учреждений территориального округа Майская горка в дистанционном формате

20.04.2020

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране, 2 этап окружного конкурса "Современные эффективные практики речевого развития дошкольников"  будет проходить дистанционно. С работами усатников можно ознакомиться, пройдя по ссылке  Читать далее

Читать далее

Мастер-класс "Учим, играя: развитие всех компонентов речи у  дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в группе комбинированной и общеразвивающей направленности"

26.03.2020

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в стране и городе, мероприятие, запланированное на 26 марта 2020 года, в рамках работы демонстративной площадки МБДОУ Детский сад № 186 по направлению: "Методическое сопровождение педагогов, по вопросам создания условий для качественного включения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования" проводилось в заочном режиме. С материалами участников можно ознакомиться, пройдя по ссылке "Читать далее"

Читать далее

XXII  межрегиональные педагогические чтения

01.03.2020

28 февраля 2020 года в Архангельском педагогическом колледже проходили XXII  межрегиональные педагогические чтения «Современное образование: содержание, ресурсы, технологии и практики». Цель педагогических чтений: обобщить эффективный опыт деятельности образовательных организаций, педагогических работников в условиях стандартизации образования, создать условия для профессионального общения и обмена опытом. В секции «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста» уже традиционно с обобщение опыта работы по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в МБДОУ Детский сад №186 выступили учитель-логопед Свиньин О.В. «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода в ходе бинарной НОД в группе комбинированной направленности с детьми с ООП» и старший воспитатель Великанова М.И. «Модель инклюзивного образования ребёнка с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации». С материалами можно ознакомиться по ссылке "Читать далее"

Читать далее

Педагогический совет "Детский сад - единое коррекционное пространство"

28.01.2020

Состоялся педсовет "Детский сад - единое коррекционное пространство", целью которого являлось оценить работу групп, где воспитываются дети с ООП, и создать рекомендации по осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к детям с ООП. В ходе педсовета старший воспитатель Великанова М.И. рассказал о результатах  анкетирования родителей и тематического контроля групп, где воспитываются дети с ООП. Воспитатели Тодрик С.Г. и Наянова А.Н. представили консультации по реализации индивидуально-дифференцированного подхода (можно ознакомиться с материалами, пройдя по ссылке Читать далее). Свиньина О.В. провела анализ речевых уголков групп, дала рекомендации по заполнению речевых уголков в соответствии с лексической темой группы. Также на педсовете были подведены итоги конкурса проектов в рамках проекта "Детский сад для всех и каждого"

Читать далее

Годовой план Демонстрационной площадки на 2020 год

24.12.2019

Направление: Методическое сопровождение педагогов по вопросам создания условий для качественного включения в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования"
Федеральный проект: "Учитель будущего"

Читать далее

Городской семинар

22.11.2019

В рамках работы демонстрационной площадки по направлению «Нормативно-правовое сопровождение инклюзивного образования в комбинированных группах» 21 ноября 2019г прошёл семинар "Организация дифференцированного подхода к дошкольникам с ТНР в условиях комбинированной группы". 

Читать далее

Городская конференция, секционное заседание "Создание инклюзивной образовательной среды"

19.09.2019

В рамках городской конференции прошло секционное заседание «Создание инклюзивной образовательной среды». Тема секционного заседания сложная и очень актуальная в современном мире. Количество детей с особыми образовательными потребностями катастрофически растёт, педагоги испытывают дефицит знаний о методах и приемах работы с такими детьми. На секции обсуждались направления работы, риски и возможности. Наши педагоги представили свой опыт работы в данном направлении. 

Читать далее